Политика обработки персональных данных
Все материалы сайта принадлежат АО «Волгоградтранспригород». Использование материалов, опубликованных на сайте, возможно только со ссылкой на сайт.
Официальный сайт ОАО «РЖД» www.rzd.ru
Много столетий существовали тяжкие переволоки в междуречье Волги и Дона. И всегда жила мечта: «Эх, вот бы канал прорыть!..» Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако, всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать».
Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. Начало работ пришлось на 1697 год. Ими руководил иностранный «специалист» Иоганн Бреккель. Вовремя осознав неудачу начинания, он попросту сбежал из России. Тогда не осилили из-за высокой «коррумпированной составляющей» и низкой инженерной культуры.
В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы. Стройка велась силами т. н. «врагов народа» — политзаключённых, осуждённых по 58 статье действующего в то время Уголовного Кодекса. В середине пятидесятых воровства практически не было, поэтому сооружение с множеством шлюзов и длиной в 101 километр, построили в голой степи за четыре с половиной года, чего в мировой практике ранее не случалось. Панамский канал, меньшей длины, при таком же объёме работ строился 34 года, а Суэцкий канал, длиной 164 километра, строился без малого 11 лет. 1 июня по каналу уже началось движение судов. 27 июля 1952 года канал был торжественно открыт!
В ходе строительства было вынуто 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. Дон лежит выше Волги на 44 метра, поэтому канал питается водой из Цимлянского водохранилища, системой из трёх насосных станций вода подаётся на водораздел, откуда уже самотёком на волжский и донской склоны. Часть воды используется для орошения.
У первого и последнего шлюзов канала были воздвигнуты триумфальные арки.
Триумфальная арка у шлюза № 1 имеет высоту 40 м и напоминает классические римские арки благодаря своей квадратной форме и украшениям. Непосредственно над аркой видна надпись: «Слава советскому народу — строителю коммунизма!».
Триумфальная арка, выполненная в духе римских арочных традиций, имеет по бокам скрытые механизмы управления шлюзами, что является ее особенностью: кроме прямого назначения она выполняет еще и практические задачи. Арка завершается фронтоном с аттиком, на углах которого установлены декоративно-скульптурные композиции. В боковые пилоны вставлены обелиски с надписями, относящимися к периодам Гражданской войны и Великой Отечественной войны. Архитекторы Л.М. Поляков и Г.И. Мотовилов.
Актуальное расписание курсирования пригородных поездов: втп34.рф